Розничный товарооборот представляет собой конечную заключительную стадию в движении товаров, когда они переходят из сферы обращения в сферу потребления. В процессе розничного оборота товары переходят в личную собственность потребителей, они потребляются или образуют потребительский фонд населения, т.е. выпадают из сферы общественного воспроизводства и перестают быть товарами. Этот переход товаров в сферу личного потребления осуществляется путем купли-продажи, население приобретает необходимые ему товары в обмен на свои денежные доходы.
Розничный товарооборот как экономический показатель представляет собой совокупность проданных товаров, выраженную в денежной форме.
Показатели, характеризующие товарооборот: общий объем, состав по нескольким признакам, таким как по структурным единицам предприятия, по формам услуг, по формам расчета за товар, по товарным группам (товарная структура оборота). Товарооборот можно представить как процесс выбытия товаров из предприятия (Р).
Однако полностью движение товаров охарактеризовать только объемом товарооборота нельзя. Необходимо использовать информацию о товарных запасах на начало исследуемого периода (Зн); о поступлении товаров (П); товарных потерях в связи с их естественной убылью (Е); другим причинам выбытия (В); товарных запасах на конец периода (Зк).
Взаимосвязь перечисленных показателей характеризуется формулой Зн+П=Р+Е+В+Зк, которую называют балансом товарооборота.
Оптовый товарооборот
Оптовая торговля – это промежуточный рынок между производителем и розничной торговлей.
В результате оптовой продажи товары не переходят в сферу личного потребления, а поступают в производственное потребление или приобретаются розничной торговлей для реализации населению.
Оптовый товарооборот – это совокупный объем продажи товаров производственными и торговыми предприятиями, а также посредниками другим предприятиям и юридическим лицам для последующей реализации населению или для производственного потребления.
Функции оптовой торговли:
На макроуровне:
1. интегрирующая, которая обеспечивает взаимосвязи между партнерами-производителями, продавцами и покупателями по нахождению оптимальных каналов сбыта продукции;
2. оценочная, определяет уровень общественно необходимых затрат через ценообразование;
3. организующая и регулирующая, обеспечивает рациональное построение и гармоничное функционирование с помощью импульсов, стимулирующих структурные изменения.
На микроуровне:
1. Экономическая интеграция территории и преодоление пространственного разрыва;
2. Преобразование производственного ассортимента товаров в торговый ассортимент;
3. Формирование запасов для страхования от изменений спроса;
4. Сглаживание цен;
5. Хранение;
6. Доработка, доведение товара до требуемого качества, фасовки и упаковки;
7. Кредитование своих клиентов, особенно мелких розничных предприятий;
8. Маркетинговые исследования рынка рекламы.
Функционирование оптовой торговли обеспечивает значительную экономию издержек обращения, что обуславливает уменьшение числа контактов. В результате покупатель, розничная торговля, экономит время, т.к. освобождается от закупок у множества производителей, снижает материальные затраты, связанные с хранением, формированием ассортимента товаров и их доставкой.
Классификация оптового товарооборота
1. По формам движения:
а) складской оборот (с участием в расчетах и без участия в расчетах)
б) транзитный оборот (с участием в расчетах и без участия в расчетах)
2. По категориям покупателей :
- оборот по реализации розничным предприятиям
- оборот по реализации промышленным предприятиям
- оборот по реализации другим оптовым покупателям
- оборот по экспорту
- оборот по госзаказу
- оборот по другим покупателям
3. По регионам:
- оборот по реализации на местном рынке
- оборот по реализации в другие регионы
4. По структуре и ассортименту (по номенклатуре формы 3-торг)
5. По способу оплаты за товар:
- оборот за наличный расчет
- оборот за безналичный расчет
- оборот по продаже в кредит